Grumblerr von Wezak und Magnusholm (grumblerr) wrote,
Grumblerr von Wezak und Magnusholm
grumblerr

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Грузинское

Случилось это в июле девяносто четвёртого. Я тогда работал старпомом на MV Pernille. Капитаном у нас был маленький тихий швед. Хорошо с ним работалось, спокойно. И вот где-то на Кипре получаем мы рейсовое задание: груз металлолома из Поти на Испанию. Времена были смутные, менее года назад окончилась грузино-абхазская война, поэтому порт погрузки нас совсем не обрадовал. И уже на подходе мы начали связываться со встречными судами для выяснения обстановки в порту и местных обычаев. Их рассказы озадачили ещё больше. Один пароход даже сообщил, что они грузились только днём, а по ночам отходили от причала и становились на якорь во избежание неприятностей. Наш латышско-русско-польский экипаж, прошедший у себя на родине перетрубации смены общественно-экономических формаций, относился к предстоящему заходу хоть и настороженно, но с изрядной долей пофигизма. А вот капитан встревожился не на шутку и дал мне полный карт-бланш на любые действия, чтобы только уйти из этого места подобру-поздорову и как можно быстрее. Тем более, что, как выяснилось немедленно по приходу, сам он был отрезан от общения с местными властями по причине почти полного незнания теми английского.

Ну и начались наши грузинские приключения. Первым делом я заручился поддержкой местных пограничников. Пограничники тогда ещё там оставались наши, с советских времён. Мы презентовали им целую пачку порножурналов. Этого добра на пароходе было завались после недавнего шведского экипажа. За это мы условились дежурить на оговоренном канале УКВ, чтобы в случае чего послать условленный сигнал. Погранцы нас обещали выручить.

Затем на судне разместился "штаб" из местных представителей грузоотправителя. Мы им выделили две каюты для работы. В каютах тут же началось практически непрерывное застолье с выпивкой. Периодически из этого застолья выскакивали один-другой представитель для "решения проблем" с портом, с вагонами, с тепловозом, с краном, с грузом и со всевозможными властями. Проблемы решались порой тут же на борту или возле борта, естественно, на грузинском языке. Мне порой было интересно, о чём идёт речь, не собираются ли устроить судну какие-нибудь каверзы. Этот вопрос тоже удалось решить с помощью одного местного беспризорника. Он был настоящим беспризорным пацаном лет 10, без родителей, жил в порту и где попало. Мы его кормили в нашей столовой экипажа. Я ему и дал задание: прислушиваться к разговорам дяденек, а после переводить мне их содержание. Он честно отработал должность разведчика-переводчика в течение всей стоянки.

На второй день на борт приехал большой босс - "Тенгизик из Тбилиси". Груз был его собственностью. После совещания со своим штабом, он пригласил меня в местный ресторанчик выпить-закусить-обсудить. Смысл его речи был таков. "Понимаешь, ты свой, а капитан - он ничего не понимает. А у нас тут душат бизнес. Тому - дай, этому - дай, а где взять? Никакой жизни. Если я заплачу порту и таможне все пошлины-шмошлины, сборы-хреноборы, то я голый останусь. Нам надо сделать два комплекта грузовых документов. В настоящем будет 6 тыс. тонн, а для порта напишем, например 3 тысячи. Я со всеми договорюсь. А ты же старпом, ты считаешь груз, вот и посчитай как надо для порта. Да не бойся ты, никто в грузовых бумагах здесь ничего не понимает. В твоих расчётах никто не разберётся. А драфт-сюрвейера я своего пришлю, он тоже для меня будет считать. Ты с ним договоришься. Так что уговори капитана, пусть подпишет как нам надо".

Капитан после моего пересказа сути предложения ещё больше впал в тоску и меланхолию. Но подтвердил, что если этот Тенгизик обеспечит нашу безопасность, то он готов подписать что угодно, лишь бы уйти отсюда и забыть Поти как страшный сон.

И вот идут наши грузовые операции. Под видом металлолома грузили новенькие поковки с Руставского металлургического комбината, а также разрезанные башни танков из армейских складов и отдельно - танковые гусеницы в рулонах. Периодически груз прекращали подавать. Тогда один штабной решала нёсся добывать вагоны, другой - тепловоз, третий - солярку для тепловоза, четвёртый - машиниста. Спустя несколько часов погрузка возобновлялась. Внезапно среди ночи ломался кран. Немедленно в город отправлялся гонец за электриком, который его ремонтировал, получал тут же наличные за работу и процесс продолжался. Но тут же на борт являлась группа каких-то вооружённых полувоенных и заявляла: "Последние пять вагонов были контрабандой - немедленно выгрузить!" Тут же возникала согласительная комиссия, которая шумела, шепталась, шуршала купюрами и закрывала проблему. Мой переводчик радостно докладывал: "Договорились".

Но и мне самому тоже приходилось отчаянно выкручиваться. Каждые два-три часа из порта следовал запрос "Сколько погрузили?" и мне надо было глубокомысленно снимать осадки, что-то считать и выдавать реально-гипотетическую цифру, чтобы под конец погрузки выйти на два искомых результата. Тенгизик действительно прислал драфт-сюрвейера. Это был старый русский капитан порта, которого, само собой, с объявлением независимости уволили. Но услугами его продолжали пользоваться уже на индивидуальной коммерческой основе, поскольку в новоназначенном штате капитании порта никто ни уха, ни рыла не понимал в грузовом деле.

И вот от этого драфт-сюрвейера за четверо суток стоянки я и услышал множество интересных историй из местного колорита, одной из которых, собственно, и хотел бы поделиться после такого длинного, но необходимого предисловия. Итак, далее рассказ пойдёт от его лица.

Я тогда ушёл рыбачить на своей лодке вверх по реке Риони. Рыбалка выдалась знатная, живу себе в лесу в палатке отшельником, жарю рыбку на костре, наслаждаюсь августовской природой. Как-то по утру наблюдаю ползущий против течения буксирчик. Тащит он баржу. Подходит ближе - баржа битком набита молодыми парнями с рюкзаками-чемоданами. Что за хрень?- себе думаю. Глядь - ещё одну баржу с пацанами буксирчик волокёт. Ну и дела. Возвращаюсь домой для выяснения обстановки. Оказывается, началась война с абхазами и объявили мобилизацию. Кто имел связи, отправил своих сыновей в Россию. Кто не имел, но быстро сообразил, отправил на этих баржах в лесах прятаться. Остальные пошли воевать.

Ну и потянулись военные будни. В порту мобилизовали все более или менее подходящие плавсредства для переброски войск и техники в Абхазию. Вот и меня назначили капитаном на одну шаланду и я начал мотаться туда-сюда. Грузинские солдаты воевали вахтовым методом по две недели. Туда везли свежее пополнение, обратно - отвоевавших свой срок. Последние обычно тащили с собой трофеи. Как правило это были всякие домашние вещи, шмутки, мебель, телевизоры. Однажды радостные отпускники притащили с собой мешки, набитые купюрами - они только что штурмовали здание госбанка в Сухуми. На протяжении всего обратного рейса они их перекладывали и делили.

Но один случай мне особенно запомнился. На судно пришлось грузить трофейный ассенизаторский автомобиль. Я спросил счастливого обладателя:
- Слушай, зачем тебе нужен этот говновоз?
- Э-э-э, батоно, ты не в теме, - ответил он, - Я его помою и буду вино возить!

С тех пор, когда вижу в магазине грузинское вино, - ничего не могу с собой поделать, - вспоминаю рассказ старого моряка из Поти.
Tags: людэ, меморяблики, морские происшествия, мыслишки, прогулка в прошлое, работёнка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments