Grumblerr von Wezak und Magnusholm (grumblerr) wrote,
Grumblerr von Wezak und Magnusholm
grumblerr

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Феодал-национализм

Эпоху упадка Римской Империи Феодальной Революцией обычно не называют, хотя, по сути, она таковой является. Последующее за ней Великое переселение народов правильнее было бы назвать Великим переселением племён, ибо народы как таковые ещё не возникли, об этом чуть ниже. Зато в латинском языке появилось слово, прямо относящееся к предмету нашего рассмотрения.  Это natio, произошедшее от имени одноимённой богини рождения, что тогда ещё означало не нацию, а «рождение, происхождение, род, племя». К этому понятию и его интерпретациям нам предстоит вернуться в дальнейшем.

Исполнившая свою историческую функцию рабовладельческая формация, развив производительные силы от каменного топора и палки-копалки до стального меча и плуга, от шалашей и землянок до дворцов и акведуков, пала под ударами менее развитых, но многочисленных молодых, активных и демографически расширяющихся племён и племенных союзов. При этом племена, мигрировавшие по всей Европе и окрестностям, старились перенимать экономические и культурные достижения поверженной цивилизации. От Москвы, объявившей себя третьим Римом, через Священную Римскую Империю германской нации и до самых берегов Огненной земли, где сегодня говорят на одном из романских языков, римское влияние до сих пор играет заметную роль.
Какие же изменения претерпели социумы в начале нашей эры? Племенные союзы социально расслоились. Образовалась правящая верхушка из бывших племенных вождей и военных лидеров со своими дружинниками. Большинство из бывших свободных общинников, а также бывших рабов стали зависимыми крестьянами, которые теперь обязаны были содержать своих господ. Именно в этот период возникает понятие народ. Остановимся на нём подробнее. Помните очень меткое Филатовское: «Утром мажу бутерброд – сразу мысль: а как народ»? Здесь в шутливой форме хорошо выражен истинный смысл слова. Заметьте, царь сам себя к народу не причисляет. Народом не осознавало себя и дворянство. И даже русская интеллигенция ходила «в народ» как в чужеродную среду. А вот разорившиеся крестьяне шли не куда-то в сторону, а «по миру», по своей родной ойкумене. Народ – это термин, означавший низшее сословие, трудящийся класс, первоначально – только крестьян, а впоследствии и ремесленников, и рабочих. А третье сословие – купцы и нарождающаяся буржуазия всеми силами пытались выделиться из народа, оторваться от него культурно и экономически. Появилось выражение «простой народ», подразумевающее наличие и «непростого». А не относившаяся к народу аристократия чувствовала близость к аристократии соседнего социума, чем к своему народу. Впрочем, понятие «свой народ» для дворянства носило условный характер. Это были те крестьяне, которые в данный момент жили на его земле и платили ему подати. А землю можно было завоевать и потерять, получить в лен от своего сеньора и утратить за измену ему, позднее купить и продать.

В русских летописях народы именуются «языцы», отражая их главный отличительный признак. Но язык народа и дворянства мог быть различным, чему есть много примеров. Польский король Стефан Баторий не говорил по-польски. В XI – XIV вв. английская аристократия говорила по-французски. Татьяна Ларина, хотя и была «русская душою», но «по-русски плохо знала» даже в XIX в. Территория, как показано выше, была общей для народа, но не всегда для дворян. Возникшие на базе экономической деятельности образ жизни, культура, психический склад народа и дворянства также сильно отличались. Тем не менее, и крестьян, и феодалов мы обязаны числить членами одного социума: цельное феодальное общество без любого из этих классов немыслимо. Но и в то же время определяющая рефлексия общества для народа и для знати была разной.

В эпоху феодализма в социуме действовали две противоположные силы, два момента. Первый, центробежный, имел основанием натуральное хозяйство. Самодостаточный социум мог существовать в размере небольшого села, окружённого полями и пастбищами, с редкими визитами на ярмарку в ближайший ремесленный центр за покупками немногочисленного инвентаря и не производящихся на селе продуктов. Поэтому феодализм отмечен раздробленностью, партикуляризмом. У членов социума пропала нужда объединяться для похода за рабами. Мы сами себя на месте прокормим, оденем, обуем, обеспечим всем нужным. И вот уже части обширной империи обособляются, классическая латынь вульгаризируется и носители её, удалённые расстояниями и практически не коммуницирующие, всё хуже понимают друг друга. И даже католическая месса на латыни не смогла уберечь романские языки от дивергенции. Экономический фактор, способствующий раздробленности, победил языковое единство.

Но одновременно действовал и другой, объединяющий момент, выразителем которого выступал правящий дворянский класс. Социуму нужна защита от соседей, нужно хотя бы минимальное администрирование, суд, а главное – сбор податей. Эти функции выполнял дворянин, прочно связанный с народом экономически, содержащийся за счёт своих крестьян, но во всех остальных отношениях весьма мало на него похожий, как уже было показано выше. Кроме того, воину-феодалу нужны были оружие и доспехи, а также предметы роскоши, не производившиеся сельской общиной. Это ведёт к развитию торговли и ремёсел, порождает отношения будущего капитализма.

Таким образом, противоречия между центробежными и центростремительными силами социума разрешались в основании феодальных государств, стремящихся замкнуться в мелком хозяйстве, но вынужденных объединяться для защиты, войн и торговли.

Резкое феодальное социальное расслоение появилось ещё при рабовладельческом строе, но рабов за людей не считали, они были «говорящими орудиями». При феодализме в крестьянине признавали человека. Собственно, сам термин «крестьянин» в русском языке произошёл от «христианина» - единственного признака, который отличал его от домашнего животного в глазах хозяина.

Какой же была определяющая рефлексия народа, как отличали своих от чужих? Крестьяне спаяны друг с другом условиями своего натурального хозяйства, минимальным товарообменом с другими крестьянскими и ремесленными социумами, языком, культурой, религией, но главное – землёй. «Мы – местные» – это основа отношений. Соответственно, «они, другие народы, – чужаки». Они могут быть полезными, если у них можно что-то выменять. Но в целом они совсем по-другому говорят, одеваются и ведут себя иначе. Выходца из чужих мест, доказавшего свою пользу, можно и приютить, но за ним нужен глаз да глаз, чтобы чего-нибудь вредного не занёс. Мы живём на земле господина и должны за это платить ему подати и отрабатывать повинности. Потому что такой порядок установил бог, и каждое воскресенье священник нам об этом напоминает. Но если бог даст нам другого господина, то по большому счёту ничего не изменится. Разве что придут бусурмане или сарацины, тогда плохо придётся. От этой беды нас и защищает наш сеньор, дай бог ему здоровья. Но рефлексия между феодальными социумами-государствами в целом определялась всё же дворянством. В классовом обществе интересы правящих классов всегда являются основой отношений между государствами. Сформировавшись в политических кругах, они транслируются на низшие слои социума, контакты которых с соседними государствами весьма ограничены и интересы практически не пересекаются.

У дворян понятия общности социума были несколько сложнее. Большую роль играла знатность рода, понятия чести, верной службы своему синьору и королю. Но, если синьор не удовлетворял сложившимся нормам, не обеспечивал условий благосостояния своих вассалов военной ли добычей, возможностью получать доход с поместий или прямыми пожалованиями, от него до определённого времени можно было отъехать, присоединиться к более удачливому, а то и вступить в вооружённый конфликт в партии прочих недовольных.

Важным объединяющим фактором при феодализме стала религия. При господствовавшем в первобытной и рабовладельческой формациях язычестве богов было много. У самих богов друг с другом были сложные, порой враждебные отношения. Простой смертный мог выжить, маневрируя между интересами богов. Приносить дары то тому, то  другому, принимать даже чужих богов, которые оказались более могущественными. Единобожие всё поменяло. От единственного всемогущего бога никуда не деться. Только от него можно получить защиту и любые блага. А если твой король, граф или барон не просто завоеватели, а помазанники божьи, то этот факт нужно признать священным и честно выполнять клятву верности или безропотно нести им подати.

Необходимо отметить также, что в целом уровень агрессивности между социумами в данную эпоху несколько снижается. Противостояние не носит экзистенциального характера. Крестьянину по большому счёту всё равно на какого господина работать. Дворянину тоже не очень важно, с какого народа взимать подати и какому сеньору служить. С единоверцев и говорящих на одном языке, конечно, несколько удобнее, но это не критично. В конце концов, найдётся управляющий. Убивать чужого крестьянина – это значит испортить полезную вещь, такое целесообразно лишь при необходимости. Убивать врага-дворянина – дело полезное, но достойнее пленить его, доказать свою силу и благородство, возвыситься духом и славой, попутно сняв с него доспехи. Да и божьи заповеди убийства не одобряют. Хотя, как раз религиозные войны этой поры стали самыми жестокими и беспощаными. Человек другой веры мог быть легко расчеловечен идеологически. Первобытные родоплеменные отношения не ушли бесповоротно в прошлое и их отголоски продолжали жить в общественном сознании, возбуждаемые при необходимости церковью. Но войны за главные ресурсы эпохи: земли и крестьян, а позднее за ремесленные центры и торговые пути, запредельной жестокостью не отличались. Рыцарство, благородство к противнику, войны в кружевах – это всё атрибуты феодализма, имеющие под собой экономическую основу.

Сведём основные признаки феодального социума в таблицу.
Основной самодостаточный социум эпохи Феодальное государство
Основные общественные классы социума Дворянство Народ
Определяющая рефлексия классов социума «мы» - славные, достойные «они» - менее достойные, должны подчиниться или поделиться «мы» - местные
«они» - чужие, пусть держатся подальше
Основной ресурс Земли и крестьяне, города и торговые пути Земля

Научное определение национализма - постановка проблемы
Протонационализм каменного века
Национализм античности
Tags: исторический материализм, теория, умные буквы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments