Grumblerr von Wezak und Magnusholm (grumblerr) wrote,
Grumblerr von Wezak und Magnusholm
grumblerr

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Национализм античности



Что же началось 10 тысяч лет назад, постепенно изменившее облик человеческих социумов?

Во-первых, окончилась последняя ледниковая эпоха и климат смягчился. Во-вторых, исчезла мегафауна, создав пищевой кризис. У учёных есть сильное подозрение, что к этому исчезновению приложили свою руку, вооружённую каменным топором, сами же хомо сапиенсы. Поэтому им пришлось выкручиваться. Орудия труда, хотя ещё из камня, дерева и кости, уже развились до такой степени, что позволили перейти от присваивающего хозяйства (охота и собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство, ремесло). Участок земель и лесов, дававший пищу охотникам и собирателям, теперь мог прокормить на порядок, а то и два порядка больше скотоводов и землепашцев. Это повлекло взрывной рост плотности населения. Первое разделение труда привело к тому, что племена начали производить разные, но одинаково полезные для жизни и здоровья продукты. В этом пункте появилась первая точка соприкосновения между ранее абсолютно враждебными племенами – они начали обмениваться продуктами. Пастух мог теперь закусывать жареную баранину свежим хлебом, а пахарь – мазать на свой хлеб масло. Возникли излишки произведённого продукта, их обмен, частная собственность. Взаимная выгода товарообмена привела к образованию социумов новой формации – племенных союзов. Племенные союзы, состоящие из племён с разной специализацией, оказались более устойчивыми, жизнеспособными и цивилизационно перспективными, чем отдельные племена с менее глубокой системой разделения труда. Образование племенных союзов повлекло за собой изменения и во внутренней структуре племени. В это время возникли моногамная семья и патриархат. С кочевого образа жизни люди начали переходить на оседлый. Частная собственность привела к социальному расслоению племени. Объединённый племенной союз уже не мог управляться, как раньше, племенным вождём лишь силой своего авторитета. И вот, на этом основании примерно 4 тысячи лет назад стали возникать первые государства.

А теперь рассмотрим те отношения, которые возникли между первыми государствами, основанными на племенных союзах. Во-первых, оказалось, что соседа можно пограбить. Как-никак, материальное благосостояние возросло, было чем поживиться. Но самое главное, чужаков уже можно не убивать, а пристроить к делу. Производительность труда уже настолько поднялась, что раб не только себя прокормит, но и хозяина. Это ценное качество, открытое в людях чужого социума, привело к созданию рабовладельческой общественной формации, вершиной которой явился хорошо нам знакомый и любимый Древний Рим.  Вражда между племенными союзами осталась, но приобрела более «гуманные» формы: если попался, то жить будешь, но в постоянном труде на хозяина. Совершать походы за рабами, землями и добычей всегда лучше в большой компании. Поэтому племенные союзы получали мощный стимул к расширению, включению в свой состав соседних, более слабых племён, распространению на них своей цивилизационной модели. Древний Рим расширялся таким образом до пределов, которые позволяли средства коммуникации того времени.
Здесь необходимо также отметить, что социальное движение неравномерно. Рядом с продвинутыми рабовладельческими государствами продолжали жить ещё множество племён, не достигших государственности и развитых племенных союзов. Это надо будет иметь в виду и в дальнейшем рассмотрении развития социумов. Вплоть до наших дней племена сохраняются в удалённых кусочках ойкумены. И взаимоотношения между социумами, стоящими на разных уровнях развития – это ещё более сложная тема, которой мы тоже коснёмся на наиболее характерных примерах.

Теперь сведём в таблицу для наглядности основные качества первых социумов.
Основной самодостаточный социум эпохи Род Племя Племенной союз
Общественная формация Первобытнообщинный срой Рабовладельческий строй
Определяющая рефлексия социума «мы» - люди
«они» - не люди, подлежат уничтожению или изгнанию
«мы» - цивилизация
«они» - варвары, подлежат покорению, обращению в рабство
Основной ресурс социума Дикие животные, плоды собирательства Домашние животные, плоды земледелия Территория и рабы

Нижняя строка проясняет, что внешняя рефлексия социума не возникает беспричинно; она обусловлена конкуренцией за основной ресурс существования данного социума. Борьба за выживание, экономическая конкуренция, проявляется как основание «национализма» древних обществ.

Научное определение национализма - постановка проблемы
Протонационализм каменного века
Tags: исторический материализм, теория, умные буквы
Subscribe

  • Алкогольное - продолжение

    Ну, и последний, самый вопиющий случай. Матрос на судне во время шторма упал с трапа, ударился головой, потерял сознание. Его подняли, положили в…

  • Алкогольное

    Примерно три, а то и четыре года эта тема почти не всплывала по работе. В 2010-х был какой-то ураган пьянства среди моряков, а потом постепенно…

  • Голубеет сине море

    Люди старшего возраста должны помнить монолог Хазанова, в котором на собрании перестроечного колхоза перед встречей американской делегации из…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments