Grumblerr von Wezak und Magnusholm (grumblerr) wrote,
Grumblerr von Wezak und Magnusholm
grumblerr

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

История одного рижанина

Хотите реальную историю про то, как советский человек заплатил огромные деньги и дошёл до самого Сталина для того, чтобы попасть на фронт?

Алексей Иванович Янков жил с женой тётей Валей в Риге на Артиллерияс. Слышал я рассказы про то, как он во время войны купил самолёт, но как-то не то, чтобы не верил, но считал чем-то из семейных легенд. Да, как колхозник купил танк, мы ещё в школе проходили. Но чтобы живой, реальный человек, живущий рядом, мог совершить поступок из учебника истории, казалось каким-то мифом. И вот теперь "внезапно" открылось мне...

Начало войны Алексей Иванович встретил младшим лейтенантом на Дальнем Востоке командиром пикирующего бомбардировщика Пе-2. Механиком в его экипаже был старшина Николай Кожевников, а стрелком-радистом сержант Афанасий Мартусов. Шёл уже 1943 год, враг топтал родную Ростовскую землю, а многочисленные рапорты членов экипажа с просьбой отправить в действующую армию оставались без удовлетворения. И тогда у них созрел коварный план: купить собственный самолёт. Откуда у них взялась требуемая сумма, история умалчивает. Вернее, были разговоры, что отец Алексея Ивановича был довольно зажиточным казаком. Якобы даже кулаком, и был по этому поводу репрессирован. Так это или нет, точно неизвестно. Но конечно, не с оклада "мамлея" скопили эти денежки, родственники помогли. И вот, в один прекрасный день им был выписан вот этот чек.



Оказалось, что только такой огромной суммой можно было тронуть сердце безжалостного советского диктатора и получить, наконец, разрешение попасть туда, где трудно, опасно, где убивают - на фронт.


И вот, наконец, настал тот час, когда новенький Пе-2 с № 5/345 и надписью на борту «Построен на средства экипажа Янкова, Мартусова, Кожевникова» был торжественно передан экипажу и отправился воевать.

Экипаж попал в воздушную разведку, быстро освоился и начал выполнять боевые задачи.
Вот наградная на орден Славы за первые пять боевых вылетов на разведку и фотографирование и проявленную при этом инициативу.


Затем были ещё боевые вылеты, разведка, обнаружение целей, фотографирование, преследование вражескими истребителями. Тельшай, Трешкяй, Либава, Виндава, Тукумс, Талси. За 36 вылетов в ноябре 1944 г. удостоен орденом Красного знамени. Последний военный орден Отечественной войны получен за 86 боевых вылетов и разведывательные полёты в районе Кенигсберга. Последний свой 106й боевой вылет Алексей Иванович совершил 8 мая 1945 года над Курляндским котлом. Как один из самых достойных офицеров он был включён в сводный батальон 1 Прибалтийского фронта на параде Победы 24 июня 1945 г. в Москве.

Справа - дядя Лёша и тётя Валя, слева - Иван Самойлович и Лидия Григорьевна, мои будущие тесть и тёща. Германия, начало 50-х.

После войны Алексей Иванович служил в Группе советских войск в Германии, затем в Крустпилсе, окончил службу в Риге. На пенсии заведовал гаражом одного из Юрмальских санаториев. Умер в 1990 г. почти одновременно с той великой страной, в которой за деньги можно было купить самолёт для защиты своей Родины.

С Днём Победы!


Tags: былое и думы, историческое, праздник, прогулка в прошлое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments