Grumblerr von Wezak und Magnusholm (grumblerr) wrote,
Grumblerr von Wezak und Magnusholm
grumblerr

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Почему вы, гражданские, строем не ходите?

В академической постановке вопроса: какая профессия наиболее способствует интеллектуальному развитию?

Начнём, как положено, с определений. Во-первых, что такое интеллект вообще? С этим более или менее понятно. Интеллект или умственные способности – это качество человека, позволяющее адекватно оценивать предметы и явления и решать задачи в рамках существующих условий. Здесь важно подчеркнуть, что интеллект проявляется и развивается не «вообще», а применительно к условиям жизни человека и весьма жёстко обусловлен ими. Например, интеллект крестьянина и горожанина уже имеет существенные различия, и мировая литература полна забавных сюжетов как о деревенщине, впервые приехавшей в город, так и о городском жителе, ожидающем увидеть на селе булки, растущие на деревьях. Житель средней полосы любит анекдоты о глуповатых чукчах или диких африканцах. Но окажись он сам в среде обитания тех или других, он очень быстро погиб бы именно из-за недостатка подходящего условиям интеллекта: не сумев адекватно оценить незнакомые окружающие явления, добыть пищу, наладить быт и уберечься от опасностей.

Исходя из вышеуказанного необходимо внести в вопрос уточнение: речь идёт о среднеевропейском городском интеллекте наиболее многочисленной по уровню дохода и образу жизни группы населения. Итак, какая профессия лучше всего развивает умственные способности именно такого среднестатистического человека?

Первое, что приходит на ум – профессия учёного, человека науки. Уж они-то точно самые умные. Увы, это не совсем так. Современный уровень развития производительных сил требует высокой степени разделения труда, в том числе и в науке. И практически каждый учёный трудится на узком её участке, бьётся  над разрешением довольно ограниченного круга задач в одной области. Всем известен типаж чудаковатого профессора, углублённого в свою науку и беспомощного в элементарных жизненных ситуациях. Более тяжёлый случай того же феномена – это так называемый «профессиональный идиотизм», когда человек, добившийся успехов в одной области, считает себя столь же талантливым во всех остальных и начинает высказывать откровенные глупости. Яркие примеры – известные математики Фоменко и Носовский, создавшие абсолютно антинаучную «новую хронологию», а также чемпион мира по шахматам Каспаров, оказавшийся полным фриком в политике.

Если профессиональная деятельность в точных или гуманитарных науках  в целом развивает в человеке привычку к научному способу познания, то профессии людей искусства, которые практикуют познание мира в образах, навряд ли можно рассматривать как развивающие тот самый практический интеллект, который мы рассматриваем. То же самое относится и к людям с религиозным типом  мышления, опирающимся на догмы, пусть и самые светлые и добрые. Развитый интеллект плохо уживается с догматизмом. Тут, как говорится, без обид. Конечно, «мамы всякие нужны и важны», но мастерам художественного слова и дела редко удаётся действовать полностью рационально, в то время когда профессия развивает в основном их эмоциональную сторону натуры.

И тут мы подходим к тому, на что я намекаю уже в заголовке. Да, военные.

Военному человеку по своему роду деятельности приходится решать широкий круг разнообразных задач. Порой сложных и противоречивых. В условиях значительной неопределённости и дефицита времени. Иногда даже с риском для жизни. И с высокой степенью ответственности за выполнение поставленной задачи. Если это не те самые факторы, которые развивают интеллект, то какие?

Но это ещё не всё. Военному как правило приходится руководить коллективом людей. Человек, как известно, – это самый сложный объект управления. Причём твои подчинённые отобраны не тобой и не в твоих силах их уволить и нанять других. И ты должен из этой разношёрстной публики со своими тараканами в голове создать слаженное боевое подразделение. Хорошая тренировка интеллекта, правда? Если кто-то думает, что для этого достаточно лишь воинской дисциплины, то пусть подумает ещё раз. Идеально послушные и безоговорочно выполняющие приказ солдаты были только дуболомы Урфина Джюса, да и с теми, помнится, периодически возникали проблемы. Поэтому воинский устав совершенно справедливо требует от командира умелого сочетания и правильного применения мер убеждения и принуждения.

Немаловажным является фактор ответственности, серьёзности последствий от принятых решений. Что может случиться, если художник возьмёт вдруг не ту краску и положит не в то место? Может ухудшиться восприятие образа, а может, наоборот, родиться новое художественное направление. Бизнесмен из-за ошибки может потерять деньги. Рабочий – запороть деталь. Чиновник – получить выговор. А вот у военных есть, между прочим, есть такие специальности, представители которых ошибаются один раз. Можно сказать, что все ныне здравствующие сапёры – безошибочные профессионалы.

И наконец, так уж сложилось, что самые последние научно-технические достижения в первую очередь воплощаются в вооружении и военной технике. И военным необходимо не только её осваивать самим, но и обучать подчинённых. Тут уж даже если не захочешь быть умным, то жизнь заставит.

Какие же профессии можно поставить рядом по уровню развития интеллекта с офицером вооружённых сил? Пожалуй, только немелкого менеджера, организатора серьёзного производства. В этом виде деятельности мы также имеем сложные и разнообразные задачи, нестандартные ситуации, руководство коллективом и высокую ответственность. Пожалуй, всё.

По личному опыту могу сказать, что перейдя после семнадцати лет военной службы работать на торговый флот,  я почувствовал в профессиональном плане значительное упрощение задач. Гражданская навигация по сравнению с военной едва ли не примитивна. Подчинённых учить почти не надо. Техники гораздо меньше и она проще. Ответственности просто неизмеримо меньше. Сдал вахту – и уже ни за что не отвечаешь. Вот только английским языком пришлось основательно заняться. А также освоить грузовое дело, ну и разное другое по мелочи. Аналогичные отзывы я слышал и от своих коллег других военных профессий со схожей судьбой.
Почему же существует расхожее мнение, что большинство военных по натуре туповатые солдафоны и недалёкие люди? Очевидно, от незнания. Гражданский человек видит военного в основном в двух случаях. Первый – парады, торжества и прочие показухи, где военные предстают смешными одинаковыми человечками, марширующими в ногу. И второй – когда военные оттягиваются после полной стрессов службы. В данной ситуации тоже не стоит ожидать от них разумного и интеллектуального поведения. Есть, впрочем, ещё один тип «военнофобов»: это «слепые мудрецы», служившие срочную службу, щупавшие только хвост слона и представившие по нему всё животное целиком. Не будем их судить строго. Кроме того следует учесть, что военные весьма склонны к самоиронии. Говорят, что большинство еврейских анекдотов придуманы отнюдь не антисемитами, а самими евреями. Точно так же, большинство анекдотов о тупых военных берут начало в казарме.

Конечно, всё вышесказанное носит общий характер. Отклонения, даже самые яркие,  могут встречаться каждому. Но в целом среди тех профессиональных задач, которые развивают интеллект, те из них, которые решают военные, необходимо признать стоящими в ряду самых сложных для разума.

Так что, любите, девушки, военных. Красивых. Здоровенных. Они с большой вероятностью могут оказаться толковыми ребятами, полезными в самых разнообразных жизненных ситуациях.

А всех, кто дочитал до конца - со 100-летием Красной Армии!
Tags: войнушка, людэ, мыслишки, праздник, теория, умные буквы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments