Grumblerr von Wezak und Magnusholm (grumblerr) wrote,
Grumblerr von Wezak und Magnusholm
grumblerr

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Мосты Риги - 7

1976 г.
Рига расширялась и многолюдела, автомобильное движение росло. Для разгрузки центра города выше по течению возвели Московский мост. Мост вышел простым, незамысловатым по дизайну, предельно функциональным.
Riga_now (2)

Попутно мост соединил с берегами острова Закюсала и Луцавсала. Общая длина его составила 3.5 км. Продуманная система развязок хорошо регулирует транспортные потоки. Мост-работяга верой и правдой служит городу. Сейчас пришло время его подремонтировать. Работы ведутся без остановки движения.


Вот каков он на сегодняшней гугль-карте. И разумеется, не очень политкорректное название моста "Московский" после независимости потихоньку заменили на "Островной".
Riga_1976

1978 г.
На месте демонтированного Валдемарского моста начали строить совершенно новый, Горьковский мост. Улицу Кришьяна Валдемара к тому времени переименовали в улицу Максима Горького, поэтому с названием проблем не возникло. Проблемы были другого характера, отчего мост, на мой субъективный взгляд получился самым противоречивым из всех рижских. Технические данные и официоз можно легко найти в Вики. А вот немного околомостных слухов и сплетен стоит рассказать.
Riga_197_
Сперва немного с тёмной стороны моста. Говорят, что он должен был стоять немного ниже по течению реки, где было достаточно свободного места для дорожных развязок. Сейчас же он на правом берегу утыкается в узкие улочки Старого города, что вызывает неминуемые пробки. Причиной этому якобы явился волюнтаризм партийного руководства города, которому нравилась идея трассы от квартиры на престижной улице Горького прямиком на дачу в Юрмале. Трудно сказать, сколько в этом правды, но привязка моста действительно могла бы быть рациональнее.

1981 г.
21 июля мост торжественно открыт. Эта фотография была сделана за 10 дней до этого момента - для испытания моста на него загнали 80 гружёных песком самосвалов.
Riga_1981_2

А теперь о светлой его стороне. Мост получился неординарным, экспрессивным, очень современным и архитектурно совершенным. Его мощный и элегантный пилон возвышается над городом, но гармонирует своей формой с вертикалями Старой Риги, галантно отступив от шпилей старых соборов поближе к противоположному берегу.
Riga_1982_2

А современные высотки на левом берегу уже подтягиваются к нему, стараясь не уступать пилону в элегантности.


Безусловно, конструкция моста могла быть проще и надёжней. Так ли уж необходим безопорный пролёт в 312 метров на несудоходном участке реки? И всё же его построили именно таким из чисто эстетических соображений. Расположение вант в одной плоскости также после начала эксплуатации моста выявило поблемы с раскачиванием при сильном ветре. Но проблему устранили при помощи красивого и простого технического решения, а ровные линии вант радуют глаз.


В копилку противоречивости моста можно ещё добавить тот факт, что его в последнее время облюбовали самоубийцы-верхолазы, которые забирались наверх по вантам. Пришлось принять меры и оградить их колючей проволокой, которая сегодня создаёт неоднозначное впечатление у гостей города.


Таким был центр города с четырьмя мостами (Московсий - южнее) на карте Генштаба 1981 года, но ненадолго. Старый Понтонный мост, выглядевший бедным родственником на фоне модного щёголя, был вскоре разобран.
Riga_1981
Часть понтонов была отправлена для строительства защитной дамбы в Кронштадт. Другие отстаивались в Агенскалнской бухте. Был проект соединения с помощью понтонного моста острова Даугавгрива с Юрмалой, но он не осуществился. В заключение стоит также упомянуть, что после возвращения улице Горького своего предыдущего имени Валдемара название моста Горьковский повисло в воздухе и было заменено на Вантовый.

2008 г.

Спустя 27 лет после Вантового был открыт и ещё один, самый новый на настоящий момент мост, - Южный.


Скелетов в шкафу Южного моста набралось столько, что дверцы не выдержали и многие из них вывалились наружу. В частности, смета строительства только первой и второй очереди моста выросла за время строительства в пять раз. Городу по-хорошему нужнее была Северная переправа: мост или тоннель. Но построили южный мост, который до сих пор остаётся хоть и самым широким, но наименее востребованным из всех Рижских мостов.


Качество строительных работ тоже вызывало много нареканий. Уже после открытия моста публиковались фото, на которых была видна его неровность, "волнистость". Сейчас вроде бы она в глаза не бросается. То ли поправили что-то, то ли само утряслось. Множество скандалов с коррупционной подоплёкой сопутствовали строительству на всём его протяжении. Впрочем, сегодня любой крупный проект становится их жертвой.


И, наконец, эстетика Южного моста не вызывает особого восторга. Невысокие пилончики-огрызыки с веерами перекрученных в разные стороны вант для большего эффекта покрасили в весёленький оранжевый цвет. Получилось креативно, но глаз почему-то не шибко радует. Красавец Вантовый по дизайну остался непревзойдённым.


На этом кончу я рассказ, со вздохом оставив массу интересных подробностей за кадром. Пожелаю всем пяти ныне существующим мостам через Даугаву: Южному, Островному, Железнодорожному, Каменному и Вантовому стоять долго и прирастать новыми собратьями.

Первая часть.
Вторая часть.
Третья часть.
Четвёртая часть.
Пятая часть.
Шестая часть.
Tags: город, мосты, о прекрасном
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments