lebowski

Мосты Риги - 6

1945 г.

Итак, 1 декабря 1944 года начали постройку нового, временно-долгосрочного деревянного моста через Даугаву немного ниже Рижского замка. Мост строили 12 мостостроительных батальонов Красной армии по проекту инжeнера И.Столярской. Движение по нему открыли уже 15 марта 1945 года.
Riga_Voldemartilts_1945

Мост получил название Валдемарского, поскольку был продолжением улицы Кришьяна Валдемара. Его конструкция была аналогична той, по который создавался деревянный Любекский мост 1917-1924 гг., с той лишь разницей, что были применены пропитанные креозотом деревянные конструкции и полукруглые фермы, позволившие увеличить прочность  564-метрового моста. По единственной колее моста ходили сперва железнодорожные составы, а затем трамвай, но для их прохода приходилось останавливать встречное автомобильное движение.
Riga_1945
23 июня открылся и новый Понтонный мост. Шесть послевоенных лет эти два моста выполняли функцию сообщения между берегами Даугавы.

1951 г.

Восстановление Железнодорожного моста началось сразу же после освобождения Риги. Однако из-за большого объёма разрушений полностью завершить его удалось лишь в 1951 году. Это был уже по сути совершенно новый мост, с изменённой конструкцией арочно-балочных ферм.  Инженер А. Старцев повторил в этом отношении конструкцию ферм Финляндского железнодорожного моста в Санкт-Петербурге постройки 1912 г. (слева).
Fin_SPB

Итак, это уже первый мост из длинной череды ранее описанных, который сохранился до наших дней, и к посту я уже могу приложить хоть плохонькие, но собственноручно сделанные его фоточки.


Соседний с ним Земгальский мост восстанавливать не стали. По сегодняшний день сохранились несколько устоев этого моста. Круглая береговая опора справа служила для поворотной разводной секции моста. Два быка, сиротливо возвышающиеся над речной гладью, указывают место бывшего самого первого постоянного рижского моста.


1957 г.

Наконец, был возведён первый "главный" капитальный мост Риги, соединияющий исторический центр с Задвиньем. Примерно в этом месте были расположены сначала наплавной, затем Понтонный, затем Любекский и снова Понтонный мосты.  Со времён Карла XII это была наиболее востребованная переправа для рижан.
Riga_195_

Московские проектировщики Г. Попов и К. Яковлев спланировали его широким (27.5 м), обеспечивающим движение всех видов транспорта, включая двустороннее трамвайное. На всякий случай у правого берега была выполнена подъёмная секция. Но в 1966 г. было начато строительство Рижской ГЭС, крупное судоходство по Даугаве прекратилось, и эта функция моста осталась невостребованной.


Мост был назван в духе времени Октябрьским. В 1992 г. его всвязи с изменившимся духом переименовали в Каменный мост. Он действительно возведён на опорах, облицованных украинским камнем, гранитом. Несмотря на постановление ЦК КПСС о борьбе с "архитектурными излишествами", вышедшее за два года до открытия, новый мост всё же успел их немножко получить в виде декоративных каменных столбов


и чугунных решёток с национальным латышским орнаментом. На фото за ним виден Вантовый мост, которого тогда ещё не было, о нём речь впереди.



Понтонный же мост, располагавшийся на месте Октябрьского, перед началом строительства был перемещён ниже по течению и установлен напротив Рижского замка. Ещё в сотне метров ниже всё ещё стоял временно-постоянный Валдемарский мост.
Riga 196_ponton



1964 г.

Демонтирован Валдемарский мост, последний отголосок военных лет. Некоторые рижане вспоминают, что его сожгли. Возможно, какие-то его детали сгорели, но основную часть всё же разобрали, о чём свидетельствует это фото.
Riga_1964_Vold


Окончание следует.

Первая часть.
Вторая часть.
Третья часть.
Четвёртая часть.
Пятая часть.
  • Current Location: Рига
  • Current Mood: productive productive
  • Current Music: И рад бы домой, да мосты развели
При этом следует заметить, что основательный и надёжный Любекский мост в отлиии от разгильдяйского гулаговского Вальдемарского всё же снесло ледоходом :)