lebowski

Мосты Риги - 1

Мост - один из самых красивых и романтических городских объектов. Мосты соединяют берега. Мосты соединяют людей. Мосты - важный элемент логистики. На мостовых ограждениях новобрачные вешают замки, как залог неразрывной связи. Мосты сжигают от отчаяния и решимости порвать с прошлым. Мосты рушат, чтобы задержать вторжение врага, и восстанавливают сразу после наступления мира.

В Риге мосты есть. Посмотрим, как они возникали и исчезали в порядке хронологии.

ЭПОХА БЕЗМОСТЬЯ
С основания Риги переправа через Двину осуществлялась на лодках, а зимой - по льду. Город целиком располагался на правом берегу реки и горожанам не было нужды часто пересекать её. Но с ростом города и возрастанием объёмов торговли нужда в мосте становилась острой. На этом плане города второй половины XVII века показана и схема паромных переправ от центра до селений противоположного берега. Очевидно, заказчик посчитал её полезной информацией.
Riga XVII


1701 г.
Как это часто бывает и в других областях техники, решительный шаг произошёл, когда возникла военная необходимость.

Когда летом 1701 года шведский король Карл XII двинулся с армией к Риге, чтобы разбить осаждавшую её саксонскую армию, гродским была поставлена задача изготовить наплавной мост для форсирования Двины. И задача была выполнена. После того, как передовые части каролинцев захватили плацдарм на левом берегу реки, мост, ждавший у берега, быстро навели и перебросили по нему кавалерию и пушки, что обеспечило победу.

На этой гравюре показана начальная стадия боя, мост обозначен стрелкой.
1701_1

А здесь уже изображён разгар боя, мост наведён. Эту дату, 19 (9) июля 1701 года, можно считать днём рождения рижских мостов.
1701-3
По успешному окончанию битвы король широким жестом подарил мост городу. Однако, уже через четыре года во время половодья мост унесло в море. Но идея быстрой и надёжной переправы рижанам понравилась, и наплавной мост был восстановлен в 1709 году, уже в центре города. Но менее чем через год его снова пришлось уничтожить при подходе русской армии. Мост снова восстановили по окончании боевых действий в 1714 году. Через сто лет он выглядел вот так.

Из-за своей конструкции наплавной мост требовал разборки перед каждой зимой и восстановления после ледохода. Однако, удобства, которые он предоставлял, оправдывали эти затраты. Проход по мосту, кстати, не был бесплатным. По состоянию на 1702 год пешеход платил за его использование 1 шиллинг, а за перевозку телеги с бочкой вина или шнапса приходилось выкладывать уже 43 шиллинга. На протяжении 170 лет наплавной мост являлся единственным рижским мостом.

Дальний родственник наплавного моста Карла XII дожил даже до появления фотографии. Вот как он выглядел, являясь одновременно и переправой, и причалом, и купальней. Посреди моста была также подъёмная секция для прохода лодок.
naplav

1871 г.

Обществом Рижско-Болдерайской железной дороги возведён первый постоянный Железный мост по проекту братьев Струве. 1 января 1873 г. он был торжественно открыт. Посередине его была расположена колея Болдерайской железной дороги, по краям - полосы движения для гужевого транспорта и тротуары. Мост опирался на 8 речных и 3 береговых устоя, облицованных карлскрунским гранитом. Поворотная секция у правого берега обеспечивала проход судов.

Труба, проложенная по верху моста, - это газопровод, обеспечивающий газом Задвинье.
zhelezn2

Ажурная конструкция моста из балок английского железа обеспечивала простоту и прочность конструкции, достаточную для своего времени. Тогда ещё никто не предполагал резкое возрастание веса транспорта, связанного с автомобилизацией. Плату за проезд по этому мосту взымали только с гужевого транспорта.
zhelezn1

Вот что из себя представляла схема городских мостов в этот период.
Riga_1884
Продолжение следует.

  • Current Location: Рига
  • Current Mood: productive productive
  • Current Music: Отложи весло, паромщик...
Я так стар, что помню понтонный мост,)
Интересное начало! Хоть я и очень далек от Риги.
Сразу вопросы выпростались - сколько в Риге мостов на сей день?
Сколько мостов на Даугаве на территории Латвии?
Настоятельная просьба к автору - представить современный вид рижских мостов. В виде фото.
Если таки срастется, думаю в этом году добраться до Мангальсалы. И до Пиедруи.
Современный вид будет в последней части. До него рижским мостам предстоит ещё много перипетий :).
За всю историю Даугаву в пределах Риги пересекало 18 мостов и три подводных сооружения.
Сейчас - 5 мостов и один тоннель.
Уважаемый Грумлерр обязательно расскажет, следите за журналом.
Я очень извиняюсь, но первый мост, 1701-1710 был не наплавной, а лодочный с перекрытием. Иначе для быстрой переброски тяжёлых грузов он не особо был пригоден, наплавной мост - это плот по сути, и соответственно пропускная способность телег и подвод невысока.
Мост, оборудованный на плотах или лодках, и называется наплавным.
Кстати по Железному мосту действовало весьма странное расписание - летом для пешеходов и конных верховых он был закрыт 18 часов в сутки, а зимой почему-то всего 11.
Отставить!
Для гужевого транспорта он был закрыт.
И с зимой понятно - проводок судов меньше.
Извинения.
Возможно, это связано с расписанием поездов. Проезжая часть моста была аналогична старому Болдерайскому: одна колея посередине, совместное движение поездов и другого транспорта невозможно. А откуда эти данные?
Вы подняли очень интересную тему, тем более что в интернете много путаницы с этими мостами, а теперь есть возможность разобраться. Спасибо за труд!
Во всех источниках, до которых я добрался историю мостов исследуют поодиночке, от чего, на мой взгляд, теряется общая картина города и его реки. Я попробовал взглянуть в хронологическом порядке. Посмотрим, что из этого выйдет :)