lebowski

Три маяка за один день



Маяк Колка находится на самом восточном конце Ирбенского пролива, у входа в Рижский залив. Кораблю, прошедшему пролив, здесь надо поворачивать ложиться на новый курс, ведущий к Риге. Но при этом надо обойти длинную песчаную косу, простирающаяся далеко в море от мыса Домеснес. Немало кораблей разбилось о неё. Немало душ забрало море в этом месте. Недаром теперь на мысе установлен памятник тем, кого унесло море.



Оконечность этой косы с давних пор пытались ограждать плавучим маяком - старым судном, стоящим на якоре. Время от времени его также срывало с якорей и уносило. В 1872 году здесь стали бить сваи и возводить искусственный остров для маяка. Через три года на вершине каменной башни засветились масляные лампы. Путь в Рижский залив стал безопасней.


Море в районе мыса наступает, подмывая и роняя береговые сосны. За полтораста лет от постройки маяка оно унесло уже около километра пляжа в глубину материка.



Искусственный остров под маяком тоже постоянно подмывает. В 1930 году для того, чтобы противостоять морю, возвели бетонную стену, а в 70-х вокруг маяка насыпали бетонных блоков-тетраподов. Сейчас маяк работает в автоматическом режиме, добраться на него почти невозможно, остаётся любоваться на него с берега с расстояния семи-восьми километров.


Следующий маяк нашей вчерашней программы - Михайловский, или по-нынешнему Микельбака. Этот изящный белый красавец - самый высокий маяк в Пирбалтике.



Он предназначен обозначать другую мель посередине Ирбенского пролива - мель св. Михаила или Михайловскую. Строить маяк здесь начали в 1881 году и с тех пор башню два раза сносили и перестраивали. Нынешняя - 1957 года.



293 ступеньки возносят нас на высоту 56 метров. Вернее, мы по ним возносимся собственными ножками. Причём в быстром темпе. Время без четверти пять и мы с трудом уговариваем смотрительницу повременить с закрытием маяка.



Вот они - необъятная ширь и даль и свежий ветер!



Воздух чист и прозрачен. Через пролив видны эстонские берега, к востоку - побережье до самой Колки, это около сорока километов.



Световой прибор здесь расположен этажом выше, куда посетителей не пускают. Впрочем, они все теперь стандартные.



Дальше, дальше на запад по приморскому шоссе и пыльным просёлкам. Самый дальний и, пожалуй, самый интересный наш сегодняшний маяк - Овиши, в девичестве Люзерорт.



Это самый старый и самый толстый маяк Латвии. Строить его начали в 1807 году, окончили через семь лет. Причём сначала была построена внутренняя, тонкая башня диаметром 3.5 метра, а потом вокруг уже работающего маяка была возведена ещё одна диаметром 11.5 м. Между двумя башнями внутри устроены галереи.



С тех пор маяк никогда не перестраивался, сохранившись в первоначальном виде. Маяк всегда являлся не только навигационным ориентиром, но и важным наблюдательным и связным постом, маленькой крепостью. Гражданскими маяки сделали только недавно.



Выходим на крышу - маячный променад. При постройке маяк располагался в двух километрах от берега. Сейчас до береговой черты 500 метров.



Верхняя часть фонарного сооружения была заказана во Франции.
Для кого отливали этих симпатичных бронзовых львов-горгулий, расположенных на высоте тридцати метров и видных только смотрителю? "Для ангелов", - получил я ответ.



А вот и сам световой прибор. Современный, простой, надёжный, экономичный и... какой-то ненастоящий.



Настоящие же маячные фонари и прочие маячные артефакты собраны в небольшом музее из двух комнат



Одна из комнат раньше служила помещением дизель-генераторов, обеспечивавших маяк электричеством.



В другой стоит всё, что смогли собрать после того, как маячная жизнь упростилась, автоматизировалась и десакрализировалась.



Возможно, четверть века назад я брал с моря пеленг на проблески именно этой лампочки.



Кажется, музей этот до сих пор достоин данной высокой награды.

Надо съездить, по вашим следам...
Там ещё много всяких интересностей на ливском берегу, куда не добрались наши следы.