Grumblerr von Wezak und Magnusholm (grumblerr) wrote,
Grumblerr von Wezak und Magnusholm
grumblerr

Categories:
  • Location:
  • Mood:

Морской протест


Морской протест – это жалоба капитана на Господа Бога. В этом документе он заявляет, что он и его команда сделали все возможное, чтобы предотвратить происшествие или аварию, но непреодолимые силы природы, Act of God, помешали этого избежать. И если в результате кто-то или что-то пострадало, то взыскивайте с небесной канцелярии, а судно ни при чем. Морской протест подается нотариусу и имеет весьма высокий юридический вес в суде.
Некоторые случаи подачи заявлений о морском протесте в моей практике были не совсем обычными и запомнились.




1. Подводная лодка Б-79, Лиепая, зима 1987 года.
Лодка наша стояла у пирса. К ней для бункеровки подходил танкер «Ижма». Капитаном этого танкера был уважаемый человек, отец несравненной Ларисы-джан - известной певицы из ресторана “Jūra”, обладательницы самого большого бюста во всей лиепайской военно-морской базе... впрочем, меня уже куда-то не туда занесло. Так вот, капитан, видимо, не расчитал и ошвартовался к нам довольно жестко. Можно сказать, произвел навал. В результате был поврежден легкий корпус и треснула одна из топливных цистерн. По Новой гавани расплылось веселое радужное пятно солярки.
Было очевидно, что наша лодка тут не при чем, но у командования, как иногда случается, почему-то возникла другая точка зрения. Нашего командира, дежурного по лодке, а также матросов, принимавших концы, стали вызывать «на ковер» и задавать странные вопросы вроде: «А как была обеспечена безопасность швартовки?», «А что Вы лично сделали для того, чтобы предотвратить разлив топлива?», «А твердо ли Вы знаете свои обязанности по корабельным расписаниям?», «А законспектировали ли Вы материалы XXVII съезда КПСС?» и т.д. По всему было видно, что над командиром сгущаются тучи, приобретающие форму козла отпущения. Командира назначили на эту должность всего пару месяцев назад и он был совершенно ошарашен и подавлен таким поворотом событий. И вот, вечером, на подведении неутешительных итогов дня я, скорее чтобы показаться умным, а не в качестве конструктивной идеи, вспомнил про морской протест. Но командир ухватился за эту идею, как за спасительную соломинку:
- Штурман, завтра с утра берешь вахтенный журнал, печать и дуешь к нотариусу!
Все мои робкие возражения, что заявление должен делать командир, что случай не подходящий и вообще в ВМФ такое не практикуется, не возымели никакого действия. И вот рано по утру поехал я на трамвае в городскую нотариальную контору №1. В советское время, в условиях отсутствия частной собственности как таковой, это было скучное, пыльное и безлюдное заведение. Мой визит внес в него заметное оживление. Выяснилось, что это первый случай в практике всех служащих там нотариусов. То есть, в книжках они об этом читали... Были извлечены тома юридической литературы и должностных инструкций. Весь персонал из пяти человек заинтересованно суетился и давал советы своему начальнику. Через полтора часа документ был составлен, подписан, снабжен всевозможными печатями и штампами и находился в моем распоряжении.
Удивительно, но морской протест действительно произвел впечатление на командование дивизии. Назначить виновного – это просто и знакомо, но перспектива вовлечения в расследование каких-то мутных нотариусов и юристов никому не улыбалась. Наезд прекратился.
Точно не уверен, но подозреваю, что подобный случай заявления морского протеста не имеет аналогов в славной истории ВМФ СССР.
(продоложение, возможно, воспоследует)
 
Tags: море, работенка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments