lebowski

Туманные замки Швангау

Этот день нашего путешествия мог стать самым большим его разочарованием. Ночью, когда мы подъезжали к Швангау, волшебный замок в яркой подсветке многообещающе манил нас с вершины. Но, проснувшись утром, мы обнаружили, что одна из осенних тучек плотно уселась на эту гору и её окрестности, скрыв все красоты и ландшафты. В редких проблесках тумана угадывались лишь мутные очертания того, что должно горделиво выситься и поражать воображение.

Впрочем, замок Нойшванштайн является самым фотографируемым объектом в Германии и отсутствие моих фоток мир легко перенесёт. Масса их лежит в сети.
Но история, которая открылась нам здесь, осветила и согрела этот день совершенно иным образом изнутри.

Предыдущие части путешествия Европетля-2012:
Карта маршрута
Величка - соляная шахта.
Врбов - термальный парк.
Бойнице - романтический замок.
Братислава - исторический город
Вена Великолепная
Зальцбургские нюансы
Ужасссная Костница



Началась эта история с другого близлежащего замка - Хоэншвангау. Перед нами он предстал также как в романтическом, так и в радиационном тумане горной местности.


Первоначальный замок-крепость был построен здесь рыцарями Швангау. Около четырёх веков замок служил им родовым гнездом и защитой. В XVI веке знатный род вымер, а замок начал разваливаться. Окончательный удар нанесли его стенам ядра наполеоновских пушек. Превращение замка в очередные живописные руины было почти неминуемым, но спасло его расположение в прекрасном ландшафте. Будущий король Баварии, кронпринц Максимилиан купил эти развалины и с 1832 по 1836 г. выстроил на их месте великолепный романтический замок - свою летнюю резиденцию.
 В полюбившемся месте король Максимилиан II проводил большую часть своего времени. Сохранив основные атрибуты средневекового укрепления, этот неоготический замок стал вполне уютным и привлекательным жильём для монаршей семьи не самого крупного европейского королевства.


Внизу, под замковой скалой раскинулась небольшая деревенька Швангау, за ней - живописнейшая местность Баварских Альп с озёрами Шванзее (да-да, то самое Лебединое озеро по одноимённой опере Чайковского, в смысле наоборот, опера - по озеру) и Альпензее, окружёнными лесистыми склонами.


В этом дворике когда-то любил играть и главный герой нашей истории - маленький черноволосый Людвиг, которому предстояло унаследовать отцовский престол и стать королём Людвигом II.


Главной же чертой замк Хоэншвангау стал высокий романтизм. Начало XIX века вообще считается расцветом этого многостороннего явления культуры. Максимилиан II оформил своё любимое жилище в господствующем тогда стиле, принеся в него мифы и сказания древних германцев, стихи средневековых миннезингеров и рыцарские романы. Стены помещений были покрыты картинами и фресками из саг о лебедином рыцаре Лоэнгрине, о Нибелунгах, историй о Карле Великом, якобы уроженцем этих мест, а также о предках монархов из рода Гогенштауфенов и Виттельсбахов.
Фотографирование в замках запрещено, поэтому выкладываю фото из буклета.
NSS010
И вот среди такого разгула неоготической романтики и рос маленький прекрасный принц со своим младшим братом. Глава семейства традиционно практиковал меценатство, поощрял художников, поэтов и музыкантов. Вся эта романтическая лоэнгриновщина и парцифальщина под аккорды Вебера и Вагнера с ранних лет окружала принца и нагружала его, как оказалось, не вполне устойчивую психику.
NSS011

Lyudvig_1865Став в свои 18 лет королём Баварии, Людвиг почти первым делом приказал разыскать и доставить к себе Рихарда Вагнера, чья суровая музыка поразила его воображение двумя годами ранее. Встреча молодого короля с гениальным композитором и старым промотавшимся развратником состоялась, и их любовь засияла новыми красками. С тех пор у Вагнера не стало материальных проблем, а у Людвига - наоборот, появились проблемы с баварским парламентом, которые стали началом его отчуждения от власти реальной и перенос интересов во власть мистическую и, как сейчас бы сказали, виртуальную. С личной жизнью, как и с государственными обязанностями, у Людвига тоже не складывалось. Внезапно посватавшись к Софии Баварской, младшей сестре блистательной Сиси - Австрийской императрицы, он несколько раз откладывал свадьбу, а потом внезапно и без объяснений разорвал помолвку. Впрочем, его гиперромантическая, экзальтированная любовь находила самые неожиданные объекты. Парадоксальная психология короля позволяла практически в одно и то же время уверять в нежных чувствах свою невесту Софию, прогуливаться по острову Роз с актрисой Лилой фон Бюловски, писать признания в платонической любви  Сиси и ещё одной императрице - жене русского царя Марии Александровне, обещать посвятить всю свою жизнь Рихарду Вагнеру и мечтать о своём придворном конюхе Рихарде. Странная эта любовь так и не воплотилась ни во что земное. Отчуждение его от мира сего росло и ширилось. И он стал строить волшебные замки.


Место для главного замка своей жизни, Нойшванштайна, король присмотрел уже давно, играя в детстве в окрестностях Хоэншвангау. Расположенная рядом ещё более высокая скала с руинами древнего укрепления, охраняющего дорогу ещё римских времён "via claudia", казалась ему средоточием сурового духа древних германцев и достойным местом для обиталища их нынешнего священного предводителя.
NSS002

Грандиозная стройка началась в 1869 году. Через четыре года были готовы ворота - пропилеи. На третьем их этаже были оборудованы помещения, где король временами жил во время строительных работ и контролировал их ход, а можно сказать, любовался им. Ниже этажом распологалось строительное бюро. После окончания строительства эти помещения предназначались управляющему замком.


Строительство длилось в напряжённом темпе ещё десять лет. Король лично вникал во все его детали, доводил проект до совершенства в своём понимании. Технически проект был сложен и для того времени требовал незаурядных решений. Между прочими новинками здесь зародилась "Баварская ревизионная комиссия по паровым котлам" - предшественник сегодняшнего ТЮФа и вообще всех техосмотров. Только за один строительный сезон 1879/80 г. стройка использовала:
465 тонн мрамора из-под Зальцбурга
1550 тонн песчанника из-под Нюртингена
400000 шт кирпичей
3600 кубометров песка
600 тонн цемента
2050 кубометров досок.
Фактически целый регион жил за счёт этого масштабного строительства. И, между прочим, продолжает жить за счёт возведённого.



Замок так и остался до конца не достроен. Главная его башня высотой 90 м с церковью в готическом стиле должны были располагаться слева, там, где сейчас растёт дерево, и замыкать замковый двор. Недостроеной осталась и королевская купальня, а также некоторые элементы декора после смерти короля были закончены в упрощённом варианте.



Замок с самого начала подвергался критике с эстетической точки зрения. Его называли и продолжают называть "пряничным", "игрушечным", "китчевым". Но всё же нельзя не признать, что он в самой грандиозной форме отражает романтические представления европейцев девятнадцатого века о средневековье и своей истории, слившейся с мифологией. И в этом смысле он уникален.


Внутреннее убранство замка вполне соответствует его внешнему виду и замыслу создателя. Персонажи немецкого фольклора и библейских историй заполняют здесь все залы и покои. Романтизм отцовского замка Хоэншвангау Людвиг превратил здесь в гипертрофированную, превосходную степень. Кричащая, яркая декоративность, рискованное, на грани допустимого смешение стилей и безудержное воспевание величия земного представителя воли Всевышнего - вот основная идея и содержание интерьеров.
NSS004

С этого балкона, как утверждают, открываестся самый живописный пейзаж во всех Альпах. Увы, мы его так и не увидели. Проклятый туман!
NSS006

 Парсифали, Тангейзеры, Лоэнгрины,Тристаны и Изольды, апостолы и миннезингеры. Здесь пролилась и застыла в золоте, мраморе и ярких красках музыка милого друга хозяина - Вагнера.
NSS003

И опять-таки дурацкий запрет на фотографирование. Подчиняюсь орднунгу, вставляю иллюстрации. Огромный, богатый, суровый и помпезный Зал Певцов. Сколько вагнеровских опер слышали эти стены? Ни одной! Королю-романтику они уже не нужны. Своим воображением он витает выше земных звуков. В гордом одиночестве (если не считать бутылки коньяка), ночью, при свечах стоял он посреди этого зала, уносясь мыслями ввысь и упиваясь своим величием. 
NSS008

Этот парадный портрет, наверное, лучше всего передаёт самоощущение сказочного короля в его последние годы жизни.
NSS001

А вот и королевская спальня. Над готической дубовой резьбой её интерьера мюнхенская бригада искусных краснодеревщиков трудились четыре года. Спать на этом роскошном ложе Людвигу довелось гораздо меньший срок. 12 июня 1886 года именно здесь королю объявили, что на основании заочной медицинской экспертизы он признан душевнобольным и недееспособным. В списке претензий на первом месте стояли неумеренные расходы на строительство бесполезных замков (а кроме Нойшванштайна Людвиг построил два замка поменьше и проектировал ещё один, уже совсем необузданной крутизны).
NSS007
Короля доставили в замок Берг. Через день его вместе со своим врачом обнаружили утонувшими в Штанбергском озере. До сих пор ясности в причине этой трагедии нет. Официальное самоубийство звучит ничем не убедительнее апоплексического удара табакеркой. Так окончил свои дни самый странный король Баварии. Хотя нет, наверное самым странным был его младший брат Отто, к которому перешёл трон. Тот вообще не понял, что стал королём, поскольку уже совершенно определённо страдал душевной больезнью. Дурная наследственность проявилось в нём в большей степени, чем в старшем брате. 
Ну и что, - скажет кто-то,- зато после него людям остался такой великолепный замок. Верно, остался. Но это произошло помимо воли Людвига. Покидая свой дворец в последний раз он наказал своему слуге смотреть за святыней и не допускать сюда любопытных. Да и ранее он выражал желание взорвать замок после своей смерти.
Иногда хорошо, что не все желания королей исполняются.
 


Возвращаемся вниз, в туман. С этого моста через ущелье Пеллат должен открыватся ещё один великолепный и растиражированный вид на сказочный замок. Но и он никак не открывается. Зато на минуту светлеет с другой стороны и мы видим в 90 метрах внизу бурную горную речку с водопадом.



Прощай, замок! Ты открыл нам не все свои красоты. Может это и к лучшему. Чрезмерное идеализирование своих древних предков, некритичный подход к истории и бездумное опрокидывание её в сегодняшний день ничего хорошего не несёт. В той же благословенной Баварии один небесталанный австрийский художник тоже пошёл по скользкому пути всяческой нибелунговщины и, между прочим, под музыку того же Вагнера. Чем это кончилось - известно. И уже на следующий день нам предстояло незапланированно коснуться и этой темы.
  • Current Location: Neuswanstein
  • Current Mood: ecstatic ecstatic
  • Current Music: Вагнер
утро туманное, утро седое... Замечательная экскурсия, с огромным удовольствием прогулялась. Когда была в Баварии, к сожалению не было возможности туда съездить, но не думала туда возвращаться. А вот сейчас меня посетила мысль об обратном. Спасибо, огромное,Сергей. Вы такие молодцы.
Рады стараться :) Визуальная часть моей экскурсии почти никакая. Это действительно надо повидать живьём!
Ну, что, придётся вас летом снова откомандировать:)
В ясный зимний день, кстати, этот замок тоже прекрасен, судя по фоткам :)
Блестящий пост, несмотря на туманные фотографии.Которые еще более делают замок и рассказ романтичнее и в духе Вагнера.
Спасибо!
Вы тоже совсем недавно были там! А мимо чего вас стремительно провели?
Мы были там в апреле - и в Вене, и в Зальцбурге, и в Мюнхене))
Поэтому я с удовольствием читаю Ваши отчеты - возвращаюсь туда снова.
Двор Хоэншвангау мы пронеслись со скоростью пули, а внутрь даже не заглянули - наш гид тащил нас в Нойшванштайн. Автобусом доехали к Мариенбрюкке, эта фотография оттуда, а потом пешим порядком по тропинке двинулись к творению Людвига.
Мы путешествовали "дикарями", что имеет как свои преимущества, так и недостатки. Но в Швангау экскурсионная система устроена очень чётко: ни раньше войти, ни задержаться не дадут, и оба замка вписались по времени без проблем.
Спасибо за добрый отзыв!
Тогда жду следующих отчётов - Вы там обязательно что-нибудь неувиденное мной покажете))
вот же ж! рыцари, называется!
понастроили замков, да поназвали их так, что язык сломаешь!
как же ещё и запомнить?!
Тут самое главное вот что надо твёрдо запомнить.
По-немецки шван - это лебедь, а швайн - свинья.
У меня всё время сбои в произношении возникали :)
ну а мои-то познания в немецком ограничиваются лишь фразой "Даст ист фантастишь!".
мне ещё сложнее.:-)
Могу себе представить, как обидно было видеть этот туман там, но фотографиям он придает особенное очарование, словно старинная картина получается
Да, туман придавал картине готичность. Но на следующий день, когда засветило солнце, мы чуть было не решили вернуться назад. Но было слишком далеко :)
Для меня люди, побывавшие в Нойшванштайн, сродни богам. Честно. Сколько картинок в сети существует...точно заню, что замок есть в натуре, но всё-равно он сродни чему-то сильно мифическому и небывало сказочному. Как в мультиках Диснея.

Кажется, что никогда и не видела фото внутренних интерьеров. Даже не пойму, они сильно противоречат экстрерьеру или его усиливают. На контрасте сильном. Сколько ж народищу трудилосб на объекте, это умом не осознать. А сколько замков то в Европе, откуда деньжищи такие строить это всё было?

Спасибо, Кэп. Пост грандиозный, я к нему уж раз третий возвращаюсь. И правда, настолько тебе удалось описать дух и душу, что и не видишь, что нет избитых открыточных видов замка.
Спасибо, Элина, на добром слове. Я бы сказал, что внутреннее содержание замка по духу соответствует его внешнему облику, особенно если смотреть издали, чего нам не удалось. Один творец, не ограниченный в средствах, - это чувствуется. После себя он оставил огромные долги, но идею воплотил.