lebowski

ЕП-12 Солёное начало

Итак, в мокрый и ненастный ноябрьский денёк, пользуясь как всегда внезапно наступившим отпуском и поддавшись неудержимой тяге к прекрасному и неизведанному, наша семейная компания в составе трёх человек и двух собак унеслась вслед за клиньями перелётных птиц за теплом и светом новых впечатлений. План поездки был составлен в жарких спорах в сжатые сроки и представлял из себя черновой набросок, который должен был корректироваться и уточняться по ходу путешествия. Забегая вперёд, скажу, что этот грубый план реализовался практически во всех деталях и не потребовал никаких существенных изменений. Отсюда первый усвоенный нами урок: планирование не может быть избыточным.
Пролетев Латвию и Литву и заночевав под Варшавой, утром следующего дня мы прибыли к месту первого пункта нашей программы - исторической соляной шахте в Величке под Краковом.
1




Это место считается одним из Семи Чудес Польского Света. Подземная добыча соли здесь ведётся уже 900 лет, а выпаривать соль из соляных источников начали ещё несколькими тысячами лет ранее. Сейчас один из наиболее красивых и старых стволов с прилежащими штреками и камерами оборудован в качестве туристической трассы. Он называется Стволом Даниловича по имени управляющего, оборудовавшего эту шахту ещё в XVII веке.
2


А началось всё ещё в XIII столетии красивой, но непонятной легендой. Правитель здешних мест князь Болеслав Стыдливый взял в жёны дочь венгерского короля Кингу. В качестве приданого получила она от отца соляную шахту. По непонятной причине возьми Кинга, да и брось в эту шахту своё обручальное кольцо. А приехав к новому месту жительства вдруг вспомнила она про кольцо и приказала выкопать его из земли, но не там, где потеряла, а там, где ближе. К удивлению землекопов, без энтузиазма выполнявших каприз новой госпожи, кольцо чудесным образом нашлось здесь, в Величке. А заодно и огромная подземная глыба соли. Момент поднесения княгине найденного кольца запечатлён в композиции из соляных скульптур в одной из подземных камер на глубине 63 метра.
3


Скульптур, барельефов, и разных поделок из соли в камерах шахты великое. Местные шахтёры издавна практиковали и совершенствовали этот вид изобразительного искусства. Конечно же, здесь есть и папа-поляк, канонизировавший кстати княгиню Кунгу - покровительницу шахтёров в 1999 г.
4


Чтобы два раза не вставать - второй наиболее часто изображаемый польский персонаж здесь тоже присутствует.
5
Вообще-то почти все выдающиеся поляки начиная с Коперника интересовались этой шахтой и посещали её в познавательных целях. Многие из них тут же и увековечены в скульптурах и памятных досках.

Экскурсанты, оказавшись в шахте, первым делом пробуют её на вкус. Всё вокруг действительно солёное. Не смотря на то, что подземные соляные глыбы имеют серый, зеленоватый или вообще бронзовый цвет. Только высолы от сочащейся из толщи земли влаги засыхают в виде белой "цветной капусты".
6


Фотографирование же в под землёй - сплошное расстройство. Фактурные, искрящиеся, выразительные поверхности стен и скульптур на фото получаются блеклыми, серыми и не передают того замечательного впечатления, которое испытываешь, оказавшись среди этой красоты.
7


Спускаемся всё ниже и ниже. Мостики, переходы, штреки, камеры. Всего в шахте около 300 км штреков и почти 3000 камер, образованных на протяжении веков. И каждая имеет свою историю, свою легенду или тайну. Но наша экскурсия включала только 22 из них, наиболее интересные и исторические.
8


Многочисленные экспозиции рассказывают о технологии добычи соли и быте шахтёров. Естественно, на протяжении столетий основным инструментом шахтёра оставалось кайло. Оно до сих пор не гербе города. Следами этого инструмента испещрены стены старых камер. Соляные глыбы и мелкие камушки таскали на-гора вручную.
9


С XVI в. для транспортировки соли в шахте начали использовать лошадей. Бедные животные раз спустившись вниз, уже никогда не видели солнечного света, работая в шахте до конца жизни. Кстати, последний конь по кличке "Баська" работал здесь до 2002 года.
10


Только в 20-х годах прошлого века в шахту пришли электровозы. Вот такие, аккумуляторные. Так сказать, "на батарейках".
11


Атмосфера в шахте губительна для железа, которое корродирует со страшной скоростью. Для дерева же наоборот, соль - лучший предохранитель от гниения. Поэтому деревянные крепи из толстых сосновых брёвен, поддерживающие своды камер в десятки метров высотой, практически вечны.
12


В соляных шахтах горнякам грозили те же опасности, что и в угольных. Шахтёрам приходилось выжигать выделяющийся в атмосферу метан, ползая по шахте с факелом на длинной палке, накрывшись мокрой мешковиной. Воду, медленно заполнявшую шахту, тоже приходилось удалять вручную. В одной из камер воссоздан деревянный элеваторный насос на ручной тяге.
13


Некоторые подземные залы - настоящие произведения искусства. Многие из них оформлены в виде часовен. Самая большая и богато украшенная из них - часовня св. Кинги, находящаяся на глубине около 100 метров. Её длина более 54 м, ширина 18 м, а высота до 12 м. Она действительно производит грандиозное впечатление. Вспоминаются "Семь подземных королей".
14


Несколько камер заполняют подземные соляные озёра. Их осмотр сопровождается подсветкой и музыкой Шопена. Пещерный концерт весьма впечатляет. Кидаем в озеро гроши на удачу.
15


А по этом озерам, соединяемым подземным каналом, когда-то даже ходил паромчик с туристами. Однажды поднялась буря... Стоп. Бури под землёй быть не могло. Ну, в общем каким-то образом паромчик перевернулся. Естественно, никто из пассажиров не утонул. В насыщенном соляном растворе (320 г. на литр воды) утонуть невозможно. Но именно по этой причине случилась другая беда. Около двадцати человек оказались под перевернувшимся судном. Они не смогли поднырнуть под его борта, чтобы выбраться наружу, и погибли от недостатка кислорода. На берегу озера с тех пор стоит соляная фигура покровителя утопающих Св. Яна Непомуцкого.
16


В настоящее время кроме искусства под землёй цветёт и коммерция. Бойко торгуют кафе, закусочные и сувенирные лавки.
17


Замечательные творения скульпторов-резчиков по соли заставляют шарахаться от витрин наиболее впечатлительных туристов.
18


Отшагав около двух километров подземными тропами и опустившись по деревянным лестницам на глубину более 130 метров, поднимаемся на-гора в настоящей действующей четырёхуровневой шахтёрской клети.
19


Здесь опять торгуют. Той же солью, между прочим. Но после тех соляных глыб, из которых мы только что выбрались, ещё одна щепотка уже кажется лишней.
20


Кстати, добыча соли в Величке продолжается и по сей день. Вокруг трудятся другие шахты. Правда, те времена, когда Величка давала до 30% бюджета Речи Посполитой, ушли безвозвратно. Но этот небольшой польский городок живёт, удачно сочетая промышленность с туризмом. И в центральном парке его вполне органично занимает место старый заслуженный шахтный насос.
21


А нас, надышавшихся стерильным ионизированным солёным воздухом, тем же вечером, но уже по другую сторону Татр ждал следующий пункт программы путешествия - оздоровительный.

Продолжение следует.

  • Current Location: Wieliczka
  • Current Mood: curious curious
  • Current Music: Шопен
ага, поехали!

на нас, в своё время, в Величке наибольшее впечатление, кроме часовен, произвёл этот "лифт", грохочущий и скрежещащий.:-)

и первый вопрос: ночлеги вы заказывали заранее?
Так вы там уже побывали? После вас этот "лифт" явно смазали, нам особого грохота не досталось.
Тема ночлегов будет освещена во второй части :)
да, это был первый наш с Байбой автобусный тур за коварный за рубеж в 2001-ом году, в Татры.
тогда впечатляло всё!:-)
мало того!
только что делились с Байбой воспоминаниями, а то я совсем забыл: при подъёме на лифте на несколько секунд пропало электричество и мы, естественно, застряли. но сопровождавший нас старичок-гид включил свой фонарик и успокоил нас тем, что "такое бывает". потом лифт продолжил свой путь.:-)
Так вот значит как нам повезло! Мы только удивились, когда у нас над головой затопала группа в верхнем отделении лифта. А потом - вжик! и без приключений наверху :)
я зафлужу тебе весь пост, Кэп!
прогресс налицо!
у нас не было "верхнего отделения". потолка вообще не было. натуральная шахтёрская клеть человек на 6-8.
:-)
Re: я зафлужу тебе весь пост, Кэп!
Так вы же и были, наверное, в "верхнем отделении". А под вами ютились ещё несколько порций экскурсантов :)
Оказывается можно 320 г соли в литре растворить и потом в этой воде утонуть! Воистину не пиво губит людей:)
Утонуть в ней как раз нельзя! Но если пиво всё время закусывать солёным, то песец подкрадётся с другой стороны :)
Не будем о грустном. Я ещё заметил, что шахтный насос поразительно очертаниями напоминает авиадвигатель:)
Откуда следует вывод, что шахтёры тоже летают, но нызэнько :)
Очень интересная экскурсия! Спасибо,Сергей!
Я вчиталась внимательнее еще раз в пост. А то столько информации, что с первого раза не переварить было.

А совсем не было психологического дискомфорта на такенных глубинах? Зал поразил своей монументальностью.

Никогда не слышала про это место.

Очередной раз поразилась, насколько соль ранее в веках была ценнейшим и дорогущим товаром. И какая она сейчас копеечная.

Какой у вас необычнейший маршрут!
Нет, там под землёй нормально дышится. В некоторых шахтах есть даже какая-то спелеотерапия для больных астмой и аллергией.
При следующей встрече мы с Игорем и Байбой совместно проведём с тобой ликбез по Величке :)
Красотень. А мне вот не повезло туда попасть, хотя и было запланировано как последний примечательный пункт автопробега по Эйропе (плюс Освенцим недалеко). Но на автобане в Словакии злостно сломалась машина и пришлось наслаждаться близлежащим к месту поломки городом Попрад, а затем тащиться на троссе до самой Риги...
Сочувствую по поводу поломки. Это ж сколько времени заняло? Трое суток?
Да вот такая фигня приключилась, причем с арендованной в Риге машиной. Как пояснил словацкий эвакуатор, с которым кое как удалось пообщаться на немецком, полетел зубчатый ремень. Я бы бросил машину прямо в Словакии, но с собой была куча барахла для двухнедельного путешествия. Так что сначала сутки подождали пока друг из Риги доехал, а потом за двое суток малоприятного путешествия (особенно к вечеру, потому как аккумалятор подох и даже габариты-аварийка не мигали) доехали.
Да, интересное место.
Если договориться, то можно проникнуть в боковую шахту, где немцы авиадвигатели собирали в войну.
Там сразу предупреждают, что можно заблудиться и пропасть навеки :) Даже экспозиция есть о потерявшихся в лабиринтах этой шахты.
Да, я знаю.
Но поляки есть поляки. И если добыть шапочно знакомого постдока из местного универа, то он может договориться с местными гномами.