Grumblerr von Wezak und Magnusholm (grumblerr) wrote,
Grumblerr von Wezak und Magnusholm
grumblerr

Categories:

Подводно-музейное. Часть 1. С-189

В план моей питерской поездки был включён один непременный пункт – посещение подводной лодки-музея С-189. И он таки выполнен! Стояла прекрасная погода, уходили в Финский залив последние невские льдинки, а я полез в замкнутое пространство прочного корпуса. Этот пост вопреки моему обыкновению изобилует техническими деталями и подробностями. Мало кому они будут интересны, но мне, послужившему на систершипе этой пл, дорога каждая деталь на ней, каждая заклёпочка и рукояточка. Так что не обессудьте.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Серия подводных лодок 613 проекта с модификациями стала самой многочисленной в Союзе – 215 корпусов. Они были достойным послевоенным ассимметричным ответом американской и натовской морской мощи и вынесли на своих плечах разгар холодной войны, многочисленные военные конфликты и кризисы. Было бы несправедливо, если бы все они исчезли в плавильных печах.




С-189 вошла в строй Советского ВМФ в 1955 году. Спущенная со стапелей Балтийского завода, она прослужила в кронштадском соединении, не раз выполняла задачи боевой службы, провела множество стрельб и учений. Дожив до преклонного возраста, была выведена в резерв, а в 1990-м выведена из состава ВМФ. В те лихие времена она, напичканная красномедными трубками, бронзовыми деталями и силуминовыми корпусами приборов, стала поживой для стервятников-металлоломщиков. Очередной снятый кривыми ручками клапан, открыл течь и пл затонула у причала. С одной стороны, трёхлетнее пребывание на грунте, довершило картину разгрома внутри пл, но с другой парадоксальным образом спасло её от стервятников рангом повыше и незавидной участи быть проданной на металлолом за границу.
На счастье, нашёлся человек, который вложил деньги в подъём и ремонт лодки для превращения её в музей. Имя этого человека не отлито в граните набережной Лейтенанта Шмидта, не полощется на флагах и не вырезано в памятных табличках. Дай Бог ему здравия.
С самого начала восстановления и до сих пор командиром пл является Николай Чернышёв, сам заслуженный подводник, капитан 1 ранга запаса и бывший командир такой же пл. Степень его энтузиазма и преданности делу восстановления пл безмерна. Каждая восстановленная деталь, каждый разрешительный документ, каждая мини-экспозиция внутри музея – его маленький подвиг.

Фото на память с Командиром.



Начнём осматриваться с носа в корму. Торпедный аппарат – главное оружие пл. «Я ещё из них постреляю!»,- уверяет Николай. Передние крышки верхних торпедных аппаратов расположены выше уровня воды и речь идёт о стрельбе сжатым воздухом, естетственно. Но для этого надо ещё восстановить некоторые системы.



Носовых топредных аппаратов четыре. Сдесь же висит бушлат главстаршины – старшины команды торпедистов. Его боевой пост был здесь. Между аппаратами сверху – прибор ввода данных в торпеды, вокруг – часы и манометры.



Под подволоком отсека – гидроприводы носовых горизонтальных рулей. Справа – отвалки, когда лодка, как чайка в полёте расправляла крылья. Слева – перекладки на погружение или всплытие. Боевой пост БП-16, заведование рулевого-сигнальщика.



Запасные торпеды на стеллажах.



Регенеративная установка. Загруженная пластинами химической регенерации она служила источником кислорода и поглотителем углекислого газа, а заодно весьма огне-взрывоопасным предметом.



А химический состав атмосферы в отсеке мерили вот этим газоанализатором. Боевой пост химика.



Система пожаротушения ВПЛ (воздушно-пенная лодочная), как положено в красном.



Над головой – торпедопогрузочный люк. По его названию понятно, как в отсеке появляются торпеды. У 35-го шпангоута имелся для этой операции съёмный элемент.



Проходим во второй отсек. Он снизу аккумуляторный, а сверху – жилой офицерский. Маркировка на переборочной двери указывает объём отсека и допустимое давление.



Сдесь же радиорубка. Все приборы действующие. На столе – бланк секретной радиограммы.



Переходим в третий отсек – центральный пост. Это пост управления горизонтальными рулями. По боевой тревоге ими управлял старшина команды рулевых-сигнальщиков – старший боцман. Это ему кричал командир от перископа: «Боцман, ныряй!» в случае опасности на поверхности моря.
Блестящие штурвалы – приводы гидравлического управления носовых и кормовых горизонтальных рулей. Выше – два жёлтых аксиометра – указателя положения рулей. Посередине – дифферентометр с пузырьком воздуха. Сдесь же три глубиномера со шкалами 600, 150 и 40 метров. Боцман должен был их своевременно переключать и вентилировать, чтобы не вывести из строя. Красный маховик сбоку – привод управления кингстоном цистерны быстрого погружения. Ну, хватит уже деталей.



Юный командир у перископа.



Телефонный аппарат. Ударом его трубки можно было бы легко убить средних размеров бизона, если бы тот пролез в лодку. Чёрный вертикальный трап ведёт наверх, в рубку.



На носовой переборке отсека – пост управления вертикальным рулём. Тоже гидропривод со штурвалом. Сверху два машинных телеграфа. Внизу справа – репитер гирокомпаса, над ним – аксиометр. В левом верхнем углу – станция управления ходовыми огнями.



А в кормовой части отсека – станция погружения и всплытия. С помощью этой массы клапанов сжатый воздух из баллонов подавался в цистерны главного балласта. А с помощью гидравлических манипуляторов открывались кингстоны и клапана вентиляции для заполнения этих цистерн. Их положение контролировали по цветным лампочкам на приборе сверху. Всё просто, надёжно и осязаемо, без электронных прибамбасов и мнемосхем. Здесь действовали командир электромеханической боевой части со старшиной команды трюмных машинистов.



Штурмаский столик. За ним бессменный командир БЧ-1 проводил бессонные дни и ночи. Навигационная карта помещалась на нём лишь сложенная вчетверо. Над ней – радиопеленгатор, главный прибор определения места корабля где-то до конца семидесятых. Надёжный, как лямка от противогаза и точный, как плевок верблюда.



Столик-конторка вахтенного центрального поста. Выше – the communication tube, да-да, как в фильме «Асса». Их должно быть три – связь с носом, кормой и мостиком. В 50-е они были единственным средством внутрикорабельной связи, суровым и безотказным. Потом изобрели громкоговорящую связь.
Торпедный автомат стрельбы ТАС «Трюм». Чудо аналоговой вычислительной техники, позволяющей метко разить противника торпедными залпами. Хотя, случалось что некоторые бывалые командиры не очень ему доверяли и дублировали расчёты тупым карандашом на пачке «Беломора».



Важный прибор, который не обделяет вниманием ни один экскурсант.
Предупредительную надпись сделали не просто так, разумеется.



Переходим в четвёртый отсек, тоже аккумуляторный и жилой. У носовой переборки – батарейный автомат и автоматический регулятор напряжения.



Лодочный камбуз. Здесь готовили изысканные подводницкие яства на экипаж в 55 человек, а зачастую и больше.



Напротив – электрокомпрессор системы воздуха высокого давления.



Пятый отсек. Два дизеля 37Д. Двухтактные. Неприхотливые. Работающие на обводнённой солярке. С повышенным давлением на выхлопе. В тёплых руках матросов – вчерашних колхозных трактористов они сообщали лодке надводный ход в 17 узлов.



Далее, уже в 6 отсеке на линии вала установлены главные гребные электродвигатели. Вон та бочка, которая чуть возвышается над пайолами. А жёлтый ящик сверху – это станция его управления. Ножной переключатель с переднего на задний ход особенно внушает уважение.



А это – электродвигатель экономического хода. С линией вала он соединён ремённой передачей. «Лодка мчится как стрела полным ходом в два узла» - это как раз под экономходом. Зато тихо и долго.



И наконец седьмой отсек – кормовой торпедный. По левому борту – насосы гидравлики и пневмогидроаккумуляторы. На вертикальных стойках три ушка. К ним крепились в три яруса матросские койки. Не на весь экипаж, конечно, а на одну смену.



Два кормовых торпедных аппарата – отстреливаться от погони. Сверху опущена штанга с маховиком – аварийное ручное управление вертикальным рулём.



Внизу – такой же маховик для ручного управления кормовыми горизонтальными рулями. На переборке – набор приборов слева направо: аксиометр горизонтальных рулей, репитер гирокомпаса, аксиометр вертикального руля, глубиномер.
Две рукоятки с цифрами 5 и 6 сверху – очень важная вещь! Именно за них дёргают по команде «Торпедные аппараты 5 и 6 – пли!». Сжатый воздух врывается в торпедные аппараты, выталкивает торпеды и враг идёт ко дну, проклиная тот день, когда он покусился на нашу... бывшую советскую родину.



А это кормовой люк. На нём тубус для выхода из аварийной подводной лодки методом затопления отсека...



... вот в таком снаряжении.



Ностальгическая экскурсия окончена, возвращаемся во второй отсек, в каюту командира. Он подписывает открытку.



Вот она.



«А было ли у вас чего-нибудь с собой?» - зададите вы бестактный вопрос. И не получите ответа. По той причине, что всё происходящее за закрытыми дверями командирской каюты, автоматически приобретает гриф секретности и разглашению не подлежит!


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Старый морской подводный волк, асс эфира и волшебник гидрологии Виталий разделил вечер воспоминаний. Но обернться на щелчок фотоаппарата не успел. Да, стареем.
Tags: былое и думы, море, прогулка в прошлое, служба военная
Subscribe

  • Вместо Италии

    Наша Италия прошедшим летом накрылась короной. Нужно было найти ей достойную замену. И мы решили: коли не сложилось со Средиземноморьем, махнём в…

  • Дальнейшие приключения воробейника

    Сижу дома, удалёнкаюсь и наблюдаю поверх лаптопа за неординарной жизнью вокруг своего старого синичника, который этой весной превратился в…

  • Жизнь продолжается

    А мой своречник-синичник справляет свой пятилетний юбилей. И принимает новых гостей. Но сначала немножко истории. Июль 2015. Первыми жильцами в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Вместо Италии

    Наша Италия прошедшим летом накрылась короной. Нужно было найти ей достойную замену. И мы решили: коли не сложилось со Средиземноморьем, махнём в…

  • Дальнейшие приключения воробейника

    Сижу дома, удалёнкаюсь и наблюдаю поверх лаптопа за неординарной жизнью вокруг своего старого синичника, который этой весной превратился в…

  • Жизнь продолжается

    А мой своречник-синичник справляет свой пятилетний юбилей. И принимает новых гостей. Но сначала немножко истории. Июль 2015. Первыми жильцами в…